Зимнее бетонирование монолитных конструкций должно осуществляться с соблюдением определенных условий.

В зависимости от показателей температуры окружающей среды и вида конструкции выбирается один из способов бетонирования в зимнее время: электродный прогрев бетона, доставка бетона с ускорителями твердения и специальными противоморозными добавками, инфракрасный обогрев бетонных конструкций, а также прогрев бетона в греющей опалубке, обогрев при помощи индукционного нагрева, предварительный прогрев либо прогрев бетона специальными нагревательными проводами.

На некоторых способах, которые связаны с тепловой обработкой железобетона и монолитного бетона зимой, следует остановиться подробнее.

Электродный прогрев бетона.


 Данный способ бетонирования в зимнее время требует обязательного присутствия на строительной площадке источника (трансформатор для прогрева бетона) электричества мощностью свыше тысячи киловатт, который будет использован для прогрева бетонной смеси. Электропрогрев бетона происходит за пять-десять минут до шестидесяти градусов при помощи электрического тока, напряжение которого составляет двести двадцать-триста восемьдесят вольт. Затем горячая бетонная смесь укладывается в опалубку и там остывает с соблюдением определенного режима. 

 В зависимости от схемы подключения и расстановки всех электродов, такой прогрев можно условно разделить на периферийный, сквозной, а также с использованием вместо электродов арматуры. Прогрев бетона электродами хорошо зарекомендовал себя в производстве слабоармированных конструкций: колонн, перегородок и стен, фундаментов, бетонных оснований и плоских покрытий. 

 В монолитных конструкциях прогрев бетона трансформатором, расположенного в греющей опалубке, происходит путем передачи тепла к бетонной смеси от греющей поверхности опалубки. Нагревателями для опалубки служат греющие провода, электроды, ТЭНы, слюдопластовые и сетчатные нагреватели либо другие элементы. 


Инфракрасный прогрев бетона.

  Инфракрасный обогрев бетона представляет собой использование тепловой энергии, которая выделяется специальными инфракрасными излучателями и направлена на открытые конструкции либо поверхности с опалубкой. К задачам, которые решаются с помощью инфракрасного прогрева бетона, можно отнести следующие: создание тепловой защиты недоступных для утепления поверхностей, ускорение твердения бетона при заделке различных стыков, предварительный отогрев зон стыков железобетонных конструкций, удаление снега и отогрев промороженных закладных деталей, арматуры, бетонных оснований и опалубки. 


Индукционный прогрев бетона.

 При индукционном прогреве различных монолитных конструкций в стальной опалубке или арматуре сначала происходит преобразование энергии переменного магнитного поля, а затем оно передается бетонной смеси. Такой способ прогрева бетона зимой применяется к конструкциям с замкнутым контуром, в которых длина превышает размеры сечения, коэффициент армирования их составляет более пяти десятых и имеется возможность изготовления индуктора либо произвести зимнее бетонирование в опалубке из металла. 

Прогрев бетона проводами (трансформатором).

  Перед тем, как произвести укладку бетонной смеси в опалубку, на каркасе из арматуры закрепляются нагревательные провода, количество и длина которых предварительно необходимо рассчитать. Например, для прогрева бетона ПНСВ - 1,2 используются провода в поливинилхлоридной изоляции с оцинкованной стальной жилой, диаметр которой составляет одна целая и две десятых миллиметра. Электропитание проводов осуществляется через трансформаторы, имеющие несколько ступеней понижения напряжения и позволяющие отрегулировать тепловую мощность при изменении показателей температуры окружающей среды. Один трансформатор способен прогреть около тридцати кубов бетона. 

  Прогрев бетона проводом позволяет обогревать разные монолитные конструкции при температуре воздуха не ниже минус тридцать градусов, при этом для прогрева одного метра кубического монолитного бетона достаточно всего шестьдесят метров провода ПНСВ - 1,2. 

  Технология прогрева бетона в зимнее время при помощи нагревательных проводов сейчас очень популярна и нашла широкое применение как среди российских строительных компаний, так и зарубежных. 

 Хотя преимущества некоторых способов прогрева при бетонирование в зимнее время и являются очевидными, рекомендуется при возведении зданий воспользоваться не одним, а несколькими способами. При этом нельзя забывать про устройство ветрозащитных ограждений, утепление опалубки, а также укрытие поверхностей монолитных бетонных конструкций тепло- и гидроизолирующими материалами, которые сохранят тепло в уложенном бетоне и облегчат дальнейшую работу с ним.